Прочитав название статьи, кто-то решит, что речь идет о каком-то малоизвестном чудодейственном эликсире. И наверняка удивится, что речь пойдёт ...о кефире. «Что же может быть таинственного и чудесного в самом обычном и распространённом молочном продукте?» - скажите вы. Не торопитесь с выводами. Это сейчас он продается в каждом магазине, а в позапрошлом -19 веке и в начале 20 –го тайна производства кефира была сродни теперешним нанотехнологиям и научным секретам. Чудесный дар Магомета. Русские офицеры, приезжая с Кавказа, с восторгом рассказывали о чудесном вкусе и целебных свойствах напитка. Рассказывают, что во время пребывания на Кавказе кефир с огромным удовольствием пил Пушкин - он высоко ценил вкус и целебные свойства напитка, непохожего ни на хорошо уже известный европейцам кумыс, ни на русскую простоквашу. По свидетельствам очевидцам, дивный бодрящий напиток весьма жаловал и Михаил Лермонтов. По мнению современных исследователей, свое название он получил как раз за высокие вкусовые качества. И произошло оно от тюркского слова «кайф» - блаженство, наслаждение. В те времена в горных районах Приэльбрусья существовал странный обычай. На улицу возле дома выбрасывали кожаный бурдюк с молоком. И каждый прохожий пинал его, особенно старались мальчишки. В результате таких побоев содержимое бурдюка перемешивалось, сквашивалось и получался …кефир. Правда, в молоко перед эти кое-что добавляли. И вот из-за этого чудесного и таинственного ингредиента случилась целая детективно-приключенческо-любовная история, о которой и хочу поведать.
«Страсти по кефиру» в начале прошлого столетия кипели нешуточные. Слава о молочном чуде распространилась далеко за пределы Кавказа, достигнув обеих столиц. Медики призывали наладить его производство, требовала и общественность. Однако горцы строго хранили тайну. Существовала легенда, что в давние времена пришел Пророк Магомет к горе Эльбрус и восхитился народом, живущим под его вершинами. В подарок горцам достал он из своего посоха несколько мелких горошин и научил горцев творить из них целебный напиток здоровья и долголетия. У жителей Карачаево - Черкессии запрещалось передавать зерна закваски даже соседям. Закваска передавалась из рода в род. К слову сказать, сюда примешивалась и изрядная доля выгоды. За продажу кефира местные производители получали хорошую прибыль.
Кавказская пленница. И вот, крупный молокозаводчик по фамилии Бландов решил выведать тайну, во что бы то ни стало. А поручил это нелёгкое дело своим помощникам – управляющему кавказскими сыроварнями Васильеву и молодому технологу Ирине Сахаровой. Ирина была настоящей русской красавицей и, несмотря на молодость, (ей было всего 19 лет) уже получила профессиональное признание – золотую медаль парижской выставки за созданное ею масло. В то время криминальные методы, в т.ч. подкуп, считались неприемлемыми среди честных предпринимателей. Сахарова и Васильев обратились к известному поставщику молочных продуктов Бек-Мурзе Байчорову (в некоторых источниках фамилия пишется Байчаров). Тот принял их радушно, но узнав о цели визита, памятуя о запрете Магомета лишь туманно пообещал "посодействовать". Сахарова и Васильев ездили по аулам, пытаясь получить грибки у горцев, все тщетно. Не один день гостили они в гостеприимном доме, но так ничего и не добились. Разочарованные гости отправились восвояси. Но они не знали, что сраженный красотой Ирины, Байчоров захотел заполучить её в жёны. А сделать это можно было по старому кавказскому обычаю, т.е. украсть невесту. Что и было сделано. Васильев не рискнул спорить с вооруженными людьми, но по приезду в Кисловодск обратился в полицию.
Ирину же привезли в аул, но не в дом Байчорова, а в другую саклю, где верная себе девушка сразу же начала выспрашивать хозяйку о кефирной тайне. Но тут пожаловал с предложением руки и сердца жених. Посватайся он к Ирине по другому, возможно она и не отказала бы видному и богатому соискателю (по некоторым источникам он был князь), а здесь даже не захотела разговаривать. Не помогли ни пылкие признания, ни охапки лучших цветов.
Байчорова ждал суд за похищение москвички. Адвокаты «молочного короля» умоляли девушку простить потерявшего от любви голову мужчину. И она согласилась ….в обмен на 10 фунтов кефирных грибков. О данном историческом факте писали многие российские журналисты, в том числе и Владимир Валентинов в статье "Необыкновенный дар Бекмурзы" (журнал "Знак судьбы", №9 2002). Также об этом приключении в середине 80-х годов поведала и сама Ирина Сахарова Солтану Биджиеву, методисту Управления образования Карачаевского округа, который, будучи в Москве, специально встретился с легендарной Сахаровой. Ирина Тихоновна рассказала Солтану Адеевичу о том, как гостила у карачаевского князя Бек-мурзы в коше Корсунка, что в окрестностях Кисловодска, с большой теплотой отзывалась о карачаевском народе...
Создание "русского чуда"
Со своим драгоценным даром Сахарова вернулась в Москву. Кефирные грибки ( похожие на комочки риса) представляют собой мини-фабрику, где работает большой и дружный коллектив «специалистов». Они то и превращают молоко в кефир. Но! Достать кефирные зёрна оказалось только половиной дела. Их посеяли в обезжиренное молоко, грибки росли, а молоко не становилось кефиром. Пришлось заняться микробиологией. Только для определения доз посевного материала было проведено сотни опытов. Настойчивость Ирины увенчалась успехом. В 1908 году была получена первая партия русского кефира! Вначале его поставляли только как лечебный продукт в больницы. Но с расширением производства он стал поставляться и в магазины.
Вскоре русский чудо-продукт уже был на выставках в Варшаве, Париже и Чикаго, вызывая всеобщее восхищение. Ирина Тихоновна Сахарова, ставшая в замужестве Макаровой, подарившая миру этот чудесный напиток прожила долгую жизнь., сохранив бодрость духа и весёлый характер. И между прочим, долгие годы поддерживала дружеские отношения с семьёй Байчорова, в частности с его сыном.. Ещё в 70-х годах была опубликована эта история, заканчивавшаяся следующими строками: "Ирина Тихоновна Сахарова, старый коммунист, давно на пенсии. Больше полувека проработала она на старейшем в России молококомбинате имени Горького. Ее труд оценен несколькими правительственными наградами, она отличник двух министерств — мясной и молочной промышленности и Здравоохранения СССР.» А другие страны кефира не знали вплоть до 20-х годв. И только в 23-24 годах стали вести переговоры с молодой страной Советов о закупках кефирного грибка. И до сих пор наука не может искусственно вывести закваску, называемую кефирным грибком. А единственный применяемый на практике способ получения новых порций закваски — это рост и размножение уже имеющихся грибков. Только из заветных горошин! Все остальные молочнокислые напитки –пожалуйста, только не кефир. Ну и как тут не поверить в легенду о божественном происхождении кефира?
Источник материала: http://akopyan.ru
При полном или частичном копировании материала, активная ссылка на данный сайт, обязательна!!!
Да я знаю, то что от похмелья помогает... Я один раз в купе ехала с тремя мужиками, и они короче уговорили меня с ними домашний самогон пить. а запивали мы енто все - кефиром... На следующее утро все были как огурцы!!!